Версия для печати
12.11.2025 16:43
ЕКАТЕРИНБУРГ, 12 ноя /ПРАЙМ/. Управляющие компании за последние два-три года собрали значимый портфель акций, и им стоит более активно участвовать в корпоративном управлении эмитентов, заявила директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России Ольга Шишлянникова на Уральской конференции НАУФОР в среду.
"Чем больше управляющие компании будут занимать более проактивную позицию в корпоративном управлении, тем быстрее вас услышат. А если не ходить и не говорить, то и слышать не будут", - сказала она, приведя в пример УК "Альфа-капитал". По ее словам, управляющая компания "абсолютно точно является акционером, у которого есть пакеты акций и по 10%, и при этом не участвует в корпоративном управлении".
"Мы видим, что за последние два-три года портфель акций у отдельных управляющих компаний начинает приобретать уже какую-то значимую цифру. И, соответственно, раз они приобретают значимую цифру, значит, у них появляется в соответствии с корпоративным законодательством возможность влиять на корпоративное управление", - также сказала она журналистам в кулуарах конференции.
По ее словам, управляющие компании в том числе могут ставить вопросы в повестку заседания совета директоров, предлагать и пытаться выбрать своих представителей в виде, например, независимых директоров в состав совета директоров, принимать какие-то иные решения, связанные с корпоративным управлением.
"Если управляющие компании начнут в этом направлении двигаться, мне кажется, что это тоже будет сигнал для эмитентов о том, что профессиональные управляющие покупают эти акции и будут требовать соответствующего корпоративного управления. И это только в целом в плюсе будет для нашего рынка", - считает она.
Шишлянникова напомнила, что ЦБ РФ издал рекомендации по ответственному инвестированию, где призывает в первую очередь финансовые организации более активно участвовать в этом вопросе.
"Но это все-таки требует какого-то времени, потому что еще недавно, два-три года назад, мы видели, что практически ни у одной управляющей компании не было сколь-нибудь значимого портфеля для того, чтобы пользоваться теми корпоративными правами, которые зависят от размера портфеля", - отметила она.
Для того чтобы с небольшими портфелями иметь возможность влияния на корпоративное управление компаний, рынку надо пройти еще какое-то время, когда он дойдет до стадии, когда мелкие акционеры будут объединяться и голосовать своим пакетом по каким-то инструкциям, считает она.
"Поскольку у управляющих компаний еще недавно не было значимых портфелей, то я думаю, что это скорее инерция, и это новая компетенция, которую придется развивать. Потому что это не те же люди, которые управляют портфелем, потому что управление портфелем и участие в корпоративном управлении - это разные компетенции", - считает она.
"Поэтому им придется развивать эти компетенции, либо брать на аутсорсинг эти компетенции, что тоже во всем мире распространено", - заключила Шишлянникова.